работа / этика фарм. бизнеса / цены на лекарства

Торговые наценки на лекарственные средства

В этой статье мы рассмотрим как регулируются цены на лекарственные средства по России в целом и приведем конкретные данные по Санкт-Петербургу.

1. Государственное регулирование цен на лекарства

Основополагающими документами государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения являются:

  • Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
  • Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 (ред. от 30.12.2009) "О государственном регулировании цен на лекарственные средства"
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 (ред. от 30.12.2009) "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства"

1.1. Основные положения по регулированию цен:

  • Государственное регулирование цен на лекарства включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен организаций-производителей , а также установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей.
  • Государство оставляет за органами исполнительной власти субъектов РФ право вводить предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения
  • Конкретные значения предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с разработанными правительством методиками расчета.

1.2. Регистрация предельных отпускных цен производителей

Процедура регистрации цен заключается в предоставлении ряда документов, важнейшим, из которых, является обоснование отпускных цен.

Для отечественного производителя данный документ содержит сведения: об объемах реализации продукции за предшествующее полугодие и прогнозируемые на последующее полугодие данные по объемам ее реализации (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимости и прибыли

Для иностранного производителя документ содержит сведения: об объемах реализации лекарственного средства на территории Российской Федерации за предшествующее полугодие, объемах продажи данного лекарственного средства в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление.

N.B. Таким образом, отпускные цены импортируемых лекарственных средств практически не контролируются.

Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство.

Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

2. Регулирование цен на лекарства в Санкт-Петербурге.

Основным нормативным документом по регулированию цен на лекарственные средства в Санкт-Петербурге (детализирующим постановления правительства РФ) является:

  • Постановление правительство Санкт-Петербурга от 5 апреля 2007 года N 367 «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»

2.1. Предприятия оптовой торговли (дистрибьюторы):

Наркотические и психотропные средства (перечень №1)

не более 50 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость).

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (перечень №2)

не более 15 процентов к фактической отпускной цене российского производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к фактической отпускной цене иностранного производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли (без учета налога на добавленную стоимость), закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей лекарственных средств.

Лекарственные средства, не включенные в Перечень N 1 и Перечень N 2, и изделия медицинского назначения

не более 15 процентов к фактической отпускной цене российского производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к фактической отпускной цене иностранного производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли (без учета налога на добавленную стоимость), закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей лекарственных средств.

Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства, изделия медицинского назначения на территории Санкт-Петербурга, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную постановлением. (т.е. не более 15% к цене производителя)

2.2. Предприятия розничной торговли (аптечные учреждения):

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (перечень №2)

не более 25 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами и не более 40 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств.

Лекарственные средства, не включенные в Перечень N 1 и Перечень N 2, и изделия медицинского назначения

не более 35 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами и не более 50 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств.

Размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства, изделия медицинского назначения на территории Санкт-Петербурга, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленный постановлением.

3. Регулирование цен на биологически активные добавки и парафармацевтику.

Государственного регулирования цен на БАД и парафармацевтику нет! Как нет и проверки эффективности данных товаров.

Именно этим и объясняется столь широкое распространение товаров данной категории. Себестоимость их минимальна, а "маржа" огромна. Особенно если в аптеках их, незатейливо, выдавать за лекарства.

 

вернуться к началу раздела "Этика в фармацевтическом бизнесе"